На главную     Новости     О городе     Администрация города     Социальная сфера     Экономика города     Гостям и жителям     Справочная информация     Ссылки 
   Версия для слабовидящих     КАРТА города   
   
Общая информация Символика города Почетные граждане История города в датах Достопримечательности История одной улицы на рубеже веков Международные и межмуниципальные связи Фотогалерея Смоленска
 

Достопримечательности


Памятник М.И. Глинки.

Расположен в восточной стороне сада им. Глинки (Блонье) Построен в честь композитора, основателя русской классической музыки в 1885 году. Автор -скульптор А.Р. Бок. (142)

The monument to Mikhail Glinka

It is situated in the eastern part of Mikhail Glinka Park (formerly Blonie Park). The monument was erected in honour of the founder of Russian classical music in 1885. The sculptor was A. R. Bock. (142)

Памятник Федору Коню.

Установлен в мае 1991 г., в честь зодчего, русского архитектора и военного строителя XVI- начало XVII вв. Скульптор - О. Комов, архитектор А.К. Анипко. Находится на ул. Октябрьской революции, около Громовой башни.(182)

Fyodor Ken's monument

It was erected in honour of a Russian architect and a military builder of the 16th -17th centuries. Designed by A.K. Anipko, O. Komov the monument was put up on October Revolution Street, near Gromovaya Tower. (182)

Памятник с орлами.

Находится в сквере Памяти героев. Автор - инженер-подполковник Н.С. Шуцман, скульптор С.Р. Надольский. Памятник был заложен 6 августа 1912 г. в дни празднования 100-летия Отечественной войны. Построен в честь воссоединения под Смоленском армий под командованием М.Б. Барклая де Толли и П.И. Багратиона. (236)

The monument with eagles

Architected by N.S. Shutsman and S.R. Nadolsky, the monument lies in the Heroes' Memory Garden. It was founded on 6 August 1912 on the days of the commemoration of the 100th anniversary of the Patriotic War and was built in honour of the reunion of the two Russian armies under command of M.B.Barclay de Tolly and P.I. Bagration. (236)

Памятник 1812 г.
Находится в парке культуры и отдыха, вблизи от главного входа. Открыт 5 ноября 1841г. Автор - архитектор Антони Адамини. Памятник построен в честь сражения под Смоленском 4 и 5 августа 1812 г. (161)
The monument 1812
The monument is situated in the Municipal Park of Culture and Rest, not far from the main entrance. Architected by Antony Adaminy, it was unveiled on 5 November 1841. . The monument was erected in honour of the battle of Smolensk on 4-5 August 1812. (161)
Памятник В.И. Ленину
Установлен на площади Ленина. Открыт 24 октября 1967 года - в канун 50-летия Октябрьской социалистической революции. Автор скульптор, лауреат Ленинской и Государственной премии, член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор Л.Е. Кербель и архитектор Б.И. Тхор. (234)
Lenin's monument
The monument was erected on Lenin Square and was unveiled on 24 October 1967, on the eve of the 50th anniversary of The Great October Socialist Revolution. Lenin's monument was designed by B.l.Thor and L.E. Kerbel, a laureate of the Lenin and the State Prizes, a member of Academy of Arts. (234)
Успенский собор.
Возведен в память о героической обороне Смоленска в 1609-1611 гг. на месте одноименного собора XII века. Находится на Соборной горе. Начато сооружение в 1677 г. под наблюдением зодчего Алексея Королькова и закончено архитектором А.И. Шеделем в 1732-1740 гг. Полностью собор был достроен в 1772 г. (252)
The Assumption cathedral
The cathedral was erected in memory of the heroic defense of Smolensk in 1609-1611 on the spot of the former cathedral bearing the same name in the 12th century. The Assumption Cathedral lies on Sobornaya Hill. The construction began in 1677 under the guidance of the sculptor A. Korolkov, in 1732, A. Shedel was the next architect to work on the cathedral, but the building was completed only in 1772. (252)
Крепостная стена ниже башни Орел
Это выдающееся оборонительное сооружение конца 16- начала 17 вв., творение зодчего Федора Савельевича Коня. Под его руководством крепость строилась с 1596 по 1602 гг. по приказу Бориса Годунова.
The fortress wall lower Eagle tower
F.S. Kon designed this remarkable defensive construction in the end of the 16th century. Under his guidance, the fortress was built in 1596 -1602 by Boris Godunov's order.
Башня Орел
Это одна из башен, которая сохранилась до наших дней. Раньше называлась Веселухой. Имеет круглую форму. Ниже ее, на полугоре Крачевке - "Орлово-земляное укрепление", к которому Шейн делал приступ 25 декабря 1632 года. Из башни вел к Крачевскому озеру подземный ход, в котором при Екатерине скрывались грабители и фальшивые монетчики. Строилась под руководством Федора Коня в период строительства крепостной стены. (1596-1602гг.)
Oryol tower
Oryol tower (formerly Veselukha) is one of the towers that are preserved nowadays. Lower than that, on Krachevka Hill there is Orlov rampart that was attacked by Shein on 25 December 1632. The underground passage connected the tower with Lake Krachevskoe. In the years of Ekaterina's reign, the passage served as refuge for robbers and forgers. Architected by Fyodor Kon, the tower was built in 1596-1602.
Громовая башня
Находится на углу улиц Октябрьской революции и Дзержинского, возле Губернаторского пролома. В ней Губернатроский архив и бойницы превращены в широкие окна. Пролом седлан на месте Ильинский форточки много спустя после 12 года. Расширен в 1870 году. От Копытецкой до Громовой башни тянется древний городской вал. Автор - зодчий Федор Конь. Раньше имела название Тулинская, круглая. Сохранилась до наших дней. Строилась, когда и крепостная стена, т.е. с 1596 по 1602 гг.
Gromovaya Tower
Gromovaya Tower (formerly Tupikinskaya) lies at the intersection of Dzerzhinsky and October Revolution Streets, next to the Governor's break. The tower embrasures were turned into broad windows. The Governor's archives are located there. The break was made on the spot of the former "Ilinskaya fortochka" and was broadened in 1870. From Kopytenskaya tower to Gromovaya one stretches the ancient town rampart. Designed by Fyodor Kon the tower was built in 1596-1602.
Мемориальная доска на крепостной стене
Находится на площади Смирнова. Укреплена на реставрированном участке стены. Во время празднования смолянами 1100-летия города (1963 г.) в этом участке стены было замуровано их послание потомкам, которое будет вскрыто в 2013 году.
The memorial plaque on the fortress wall
The plaque was fixed on the reconstructed part of the wall on Smirnov Square. During the celebration of the 1100th anniversary of Smolensk the letter for descendants was bricked up here, it will be opened in 2013.
Шеинов бастион
Находится около кинотеатра "Октябрь". Этот памятник героической борьбы смолян против иноземных захватчиков в 17 веке. Работы по устройству бастиона велись в 1702 году по указанию Петра 1.
Sheinov Bastion
This monument of the heroic fight of Smolensk townsmen against foreign invaders in the 17th century lies not far from the Oktyabr cinema. In 1702 Peter I ordered the building of a large earthen Bastion on its spot.
Гостиница "Россия"
Находится по ул. Дзержинского, 23/2. Построена в 1980 году к 22-ым летним Олимпийским играм в Москве. Архитектор - И.М. Молид.
hotel
hotel, Dzerzhinsky Street 23/2, was built in 1980 in honour of the 22d Olympic Games in Moscow. The building was architected by I.M. Molid.
Реадовский курган.
Посвящен патриотам, погибшим в 1942 - 1943 гг. Находится на юго-западе окраине города в парке. Сооружен над братской могилой советских людей, расстрелянных в 1942-1943 гг. Памятник открыт 9 мая 1965 года. Авторы - художник С.С. Новиков, мозаика на стеле; скульптура - фигура скорбящей матери - А.Г. Сергеев; архитектор А.Г. Стемпаржицкий. По проекту архитекторов Г.М. Аптекина и Г.Г. Соосара в 1973 г. памятник реконструирован - изменена первоначальная композиция.
Readovsky Burial Mound of Immortality
Built in memory of patriots, perished in 1942-1943, the monument lies in the southwestern outskirt of the town. It was erected on the brotherly grave of Soviet soldiers shot down in 1942-1943 and was unveiled on 9 May 1965. It was designed by the architects S.S. Novikov and A. Stemparzhitsky; the Monument Grieving Mother was made by A.G. Sergeev. The monument was reconstructed in 1973, according to the project of G.M. Aptekin, G.G. Soosar the original composition was changed.
Часовня на ул. Беляева.
Часовня Ниже-Никольской церкви построена в 1903 г. на средства общества купеческих приказчиков в знак благодарности за отмену торговли в выходные дни.
The Chapel on Belyaeva Street
The chapel next to Nikolaevskaya church was built in 1903 at the expense of the merchant society as the sign of gratitude for the abrogation of trading on the days off.
Церковь Петра и Павла.
Это памятник архитектуры 12 века Церковь построена в 40-х или 50-х годах 12 века, возможно, как загородный храм князя Ростислава Мстиславича. В 1960-е годы реставрирована по проекту заслуженного деятеля культуры П.Д. Барановского. Является одним из наиболее важных памятников русского зодчества домонгольской поры. Церковь расположена на правом берегу Днепра, недалеко от железнодорожного вокзала. Сохранилась до наших дней.
The Church of Saints Peter and Paul
This sample of the 12th century architecture was built in 1140's or 1150's. It might have served as a country church of the prince Rostislav Mikhailovich. In 1960's it was reconstructed by one of the most distinguished restorers - the architect P.D. Baranovsky. It is an important monument of the Russian architecture before the Tartar invasion. The church is situated on the right bank of the Dnieper not far from Smolensk railway station. It has come down to our days.
Железнодорожный вокзал.
Здание вокзала возведено в 1949-1951 гг. по проекту архитекторов Б.С. Мезенцева и М.А. Шпотова. Расположено в районе Заднепровье - Вокзальная пл., 1. На фронтоне здания установлены мемориальные доски о воинах 129 стрелковой дивизии, защищавшей город летом 1941 г., и о смоленских подпольщиках-железнодорожниках.
Smolensk railway station
The Building of the railway station designed by P.S. Mezhentsev, M.A. Shpotov was erected in 1949-1951. It is situated in Zadneprovsky district, on Voksalnaya Square, 1. Two memorial plaques were fixed in memory of the soldiers of the 129th rifle division that defeated the town in the summer of 1941 and in honour of those railway men who did underground work.
Автовокзал.
Находится на ул. Кашена, дом 13. Построен в августе 1987 года.
Smolensk bus station
The bus station that is situated on Kashena Street, 13, was built in 1987.
Брусчатка на ул. Тимирязева.
Дорога на этой улице имеет брусчатое покрытие. Улица возникла, когда началось строительство крепостной стены в конце 16 века. Расположена на востоке центра города, соединяет улицы Соболева и Маршала Жукова, имеются выезды на ул. Загородную и Зеленый ручей. Мостовая булыжная начинается от улицы Соболева. На верхнем отрезке сохранился участок клинкерной мостовой.
The cobble-stoned road on Timiryazev Street.
The road on Timiryazev Street was paved with cobble. The street appeared in the end of the 16th century when the building of the fortress wall began. It lies eastwards from the centre of the town and connects Sobolev and Mikhail Zhukov Streets; there are exits onto Zagorodnaya and Zelyony Ruchey Streets. The paved road begins on Sobolev Street. The clinkered piece of the upper section of the road remained unchanged.
Памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года.
Памятник расположен на центральной аллее парка культуры и отдыха. Установлен в 1841 году. Автор памятника - архитектор Антонио Адамини.
The monument to the Battle of Smolensk of 4-5 August 1812
The monument lies in the central alley of the Municipal Park of Culture and Rest. It was designed by Antony Adaminy and was unveiled in 1841.
Никольские ворота.
Находятся на ул. Тухачевского, которая до революции называлась Никольской по церкви угодника Николая, расположенной внутри крепости у Никольских ворот. По церкви ворота в башне стали называться Никольскими (ранее они назывались Ельнинские, т.к. от этих ворот шла дорога на Ельню. Для пропуска трамвая в стене около башни в начале 20 в. был сделан пролом. Никольские ворота построены по приказу Бориса Годунова.
The Nikolskie Gates
The gates are situated on Tuchachevskaya Street that was formerly named Nicolskaya Street after Saint Nicolas Church, lying inside the fortress wall. That was why the gates were called Nikolskie (earlier they were called Elninskie because of the road, leading off the wall to Elnya). In the beginning of the 20th century, a large break was made in the fortress wall for the tram to pass it through. The Nicolskie Gates were built by Boris Godunov's order.
Памятник Теркину.
Установлен в сквере на площади Смирнова перед гостиницей "Смоленск". Автор - А.Г.Сергеев. Памятник открыт 9 мая 1995 г.
The monument to Tyorkin
The monument was put up on Smirnov Square in front of the "Smolensk" hotel. Architected by Sergeev A.G. it was unveiled on 9 Mat 1995.
"Олень" на Блонье.
Автор - известный скульптор профессор Фризе. В 1909 г. кайзер Вильгельм 2 установил перед своим охотничьим замком в местечке Ягдхаус Роминтен (ныне Радужное) бронзовую статую убитого им благородного оленя. В 1944 г. скульптура исчезла. Известно, что какое-то время находилась на даче Геринга. Затем была найдена на детской игровой площадке в г. Смоленске.

The deer in Blonie
The monument was designed by the famous sculptor Fresy. In 1909, Wilhelm II put up in front of his hunting house a bronze statue of the noble deer that he had killed. In 1944 the sculpture vanished. It was known that later it was put up in front of Gering's country house; afterwards the statue was found on one of the children playgrounds in Smolensk.

Авраамиевская башня.
Трехъярусная воротная. Находится на восточном участке крепости. Самая крупная из трех трехъярусных башен. Фасады ее разделены на три прясла.
Avraamievskaya Tower
This three-tiered tower on the eastern section of the fortress wall is the largest among the other three-tiered towers. Its facades are divided into three parts, called "pryasla".
Памятник М.0. Микешину.
Находится на улице Тенишевой, около здания картинной галереи и обращен к улице Тенишевой. Установлен в 1985 г. к 150-летию со дня рождения известного русского скульптора, живописца и графика, уроженца Смоленской губернии. Скульптор А.И. Рукавишников, архитектор И.Н. Воскресенский.
The monument to M.O. Mikeshin
The monument architected by A.I. Rukavishnikov and I.N. Voskresensky was put up on Tenisheva Street near the Art Gallery. It was unveiled in 1985 to the 150th anniversary since the birth of this Russian sculptor, painter, graphic and a native of Smolensk province.
Копытенская башня.
Воротная трехъярусная башня, находится на западном участке крепости. Завершается шатром со смотровой вышкой. В плане она почти квадратная, с коленчатыми проездами внутри. Объем башни сильно вынесен вперед по отношению к крепостной стене. В убранстве фасада использованы ордерные формы, своеобразно переработанные и характерные для зодчества конца XVI -начала XVII веков. Углы башни охватывают широкие лопатки, расчлененные на ярусы профилированными поясками. В основании зубцов у башни проходит неширокий пояс. Сохранилась до наших дней, находится в центральном парке культуры и отдыха.
Kopytenskaya tower
This three-tiered, portal tower lies in the western section of the fortress wall. It is headed with the hipped roof in which there is a watching tower. According to the plan, it is practically square with cranked passages inside. The tower comes strongly forward as regards the level of the rest section of the fortress wall. The facade is decorated with order forms typical for the Russian architecture in the 16th-17th centuries. The tower corners embrace broad scoops, divided into tiers with profiled string cornices. At the foot of the tower embrasures, there is a cornice. The tower comes down to our days. It is situated in The Municipal Park of Culture and Rest.
Аллея памяти героев.
В августе 1812 года в центре города, у крепостной стены, состоялось открытие этой аллеи. Событие было связано со 100-летней годовщиной Бородинского сражения. 26 августа тут был поставлен бронзовый бюст полководца М.И. Кутузова (скульптор М.И. Страховская). Тогда же был заложен памятник с орлами.
В годы Великой Отечественной войны в саду, у крепостной стены, стали хоронить героически погибших в боях советских воинов. Возникло мемориальное кладбище. Здесь же находится музей-заповедник, посвященный Великой Отечественной войне.
Летом 1973 года, к 30-й годовщине освобождения Смоленска и Смоленской области, аллея была реконструирована и расширена.
The Heroes' Memory Garden.
The alley was opened in August 1812, a hundred years after the Battle of Borodino. The bust to Mikhail Kutusov, sculptured by M. Strakhovskaya was unveiled on 26 May 1812. The monument with eagles was also founded at this time. During the Great Patriotic War, many Soviet soldiers perished in battles were buried in the garden near the wall. The Museum of the Smolensk Area during the Great Patriotic War of 1941-1945 is next to the memorial. In the summer of 1973 thirty years after the liberation of Smolensk and Smolensk region the alley was reconstructed and broadened.
Бюст А.С. Пушкина.
Находится в парке культуры и отдыха, в центральной части города, на восток от танцзала "Молодость". Его автор - Е.Ф. Белашова, архитектор - Г.Г. Соосар и художник В.А. Трубаев.
The bust to A.S.Pushkin
The monument designed by E.F Belashova and G.G. Soosar lies in the Municipal Park of Culture and Rest in the centre of the town, near the dance hall "Molodost".
Римско-католический костел.
Построен во второй половине XIX - начала XX века, находится на улице Урицкого, 8. Строился в 1894-1897 гг. по проекту архитектора М.Ф. Мейшера и его сына Ф.М. Мейшера. После их смерти (1894 г., 1895 г.) руководство строительством продолжил инженер Е.Ф. Лыщинский. Живопись в интерьере исполнила артель варшавских мастеров, архитектура воспроизводит формы готики.
The Roman-Catholic Church
The church built in the end of the 19th and in the beginning of the 20th centuries lies on Uritsky Street, 8. Designed by F.M. Meisher and his son F.M. Meisher it was built in 1894-1897. In 1894-1895, E.F. Lyschinsky took the charge of the building. The group of Warsaw painters did the interior painting in the gothic style.
Церковь Варвары.
XII-XVII вв. Находится на ул. Кашена, 20a. Пристроена к церкви Петра и Павла (выстроена в середине XII в.) в первой половине XVII в. в 1753-1757 гг. Во второй половине XVII в. соорудили каменную ограду.
The Church of Saint Barbara
The church lies on Kashena, 20a. It is attached to the church of Saints Peter and Paul (the mid-12 th century) in 1753-1757. The stone fence was built in the 17th century.
Башня Веселуха (Лучинская).
Многогранная круглая башня стоит на углу крепости. Сохранилась до наших дней.
Veselukha (Luchinskaya) Tower
This many-sided round tower stands at the comer of the fortress wall. It has come down to our days.
Лестница (ансамбль Соборного холма).
Ведет к собору и соединяет Большую Советскую улицу с гульбищем перед входом в собор. Построена под руководством архитектора П. Обухова в 1766-1767 гг. Лестница оформлена барочными кирпичными столбами и парапетными стенами. Ступени по нижним маршам белокаменные, по верхним - гранитные. В 1784 г. лестница перестроена архитектором М.Н. Слепневым, придавшим ей черты классицизма. В 1956 г. соборная лестница реставрировалась.
The Cathedral Steps
It leads to the Cathedral and connects Bolshaya Sovetskaya Street with the area at the main entrance called "Gulbische". It was architected by P.Obukhov in 1766-1767. The steps were formed with baroque brick pillars and parapet walls. The lower part of the Cathedral Steps is white stone, while the upper is granite. In 1784 another Smolensk architect M.Slepnyov, rebuilt the Steps in the classical style, in 1956 The Cathedral Steps were reconstructed.
Мост через Днепр на Большой Советской.
Улица Большая Советская проложена в 1851 г., когда строился Орловско-Витебский тракт - Троицкое шоссе. Был сделан пролом в крепостной стене около нового моста через Днепр. В 1895 г. пролом расширили, а в 1897г. - открыли движение по "железному мосту". Сейчас это центральный мост через Днепр. Для улицы Большой Советской характерен крутой подъем на 70 м от моста до улицы Ленина. Мост соединяет улицу Большую Советскую и Беляева. Построен в 1944 г. на месте взорванного в 1941 г. железного моста. Реконструирован в 70-х гг. и в 2002 г.
The Bridge over the Dnieper on Bolshaya Sovetskaya Street
Bolshaya Sovetskaya Street was founded in 1851, when the main road (Orlovsko-Vitebsky Tract - Troitskaya Road) was being built. A large break was made in the fortress wall near the new bridge over the Dnieper. In 1895, the break was broadened and in 1897 the so-called bridge was opened. Nowadays it is the main bridge over the Dnieper. Bolshaya Sovetskaya Street is characterized by a steep rise of the road (about 70 meters from the bridge to Lenin Street). The bridge connecting Bolshaya Sovetskaya and Belyaev Streets was built instead of the former blown-up one. The modem bridge was reconstructed in 1970 and in 2002.
Башня Зимбулка.
Находится на восточном участке крепостной стены, за Никольскими воротами. Это четырехгранная башня, украшена узкими карнизами в основании зубцов. Сохранилась до наших дней.
Zimbulka Tower
It lies in the eastern section of the fortress wall, behind the Nikolskie Gates. This four-tiered tower is decorated with narrow cornices at the foot of the embrasures. It has come down to our days.
Башня Познякова (Роговка).
Четырехгранная башня, малая, находится перед угловой башней Веселуха. До нее до Орла - земляной вал по краю оврага. В 1633 году к ней введена минная галерея из стана Карла Якова на Рачевке, остатки ее видны у подошвы башни. Фасадный декор был построен по принципу воротной, с лопатками на углах. Сохранилась до наших дней.
Posnyakov Tower
This tetrahedral tower was put up next to Veselukha tower. The rampart along the edge of the ravine connects Posnyakov tower with Oryol tower. The mine gallery leading from Charles James's camp in Rachevka to the tower was built in 1633, the remains of which can be seen nowadays at the foot of the tower. The facade was decorated with a portal and scoops at its corners. It has come down to our days.
Долгочевская башня (Шембелева).
Находится за Никольскими воротами, после башни Зимбулка. Имеет круглую форму, многогранная. Сохранилась до наших дней.
Dolgochevskaya tower (Shembelev tower)
This round, many-sided tower lies behind the Nikolskie Gates, next to Zimbulka tower. It has come down to our days.
Вид на Волкову (Стрелка) башню.
На рубеже XIX-XX вв. около башни была построена дизельная электростанция, а непосредственно у крепостной стены, ближе к храму - здание школы. Оно не сохранилось. На месте разобранной по ветхости Фроловской башни в XVIII в. построили надвратный храм, восстановленный после нашествия Наполеона архитектором М.Н. Слепневым. По преданию, с балкона этого храма сам Наполеон стрелял в уходящие русские войска. Сейчас здесь находится Православная гимназия. До 1988 г. здание занимало культпросветучилище.
The view upon Volkov (Strelka) tower.
At the turn of the 19th century, a diesel power station was built near the tower while a new school building was founded directly at the wall. Frolovskaya tower was taken down at the beginning of the 18th century, to be replaced by the classical church, designed by M.N.Slepnyov that was reconstructed after Napoleon's invasion. One of the legends says that from the balcony of this church Napoleon shot at the retreating Russian troops. Presently the building is occupied by the orthodox gymnasia. The building had been also occupied by Smolensk College of Art until 1988.
Вид на Костыревскую (Красную) башню.
Недалеко от улицы Красный ручей, на левой стороне высится небольшая крепостная башня. Она была восстановлена в XIX в. на месте разобранной по ветхости башни Костыревской на деньги из казны государства.
The view upon Kostyrevskaya (Krasnaya) tower
Not far from Krasny Ruchey Street stands Kostyrevskaya tower that was reconstructed in the 19th century on the spot of the old, dilapidated one. The reconstruction was maintained by the state.
Вид на башню Бублейка.
Башня находится в парке культуры и отдыха. В восточной части водоема, вблизи башни Бублейки устроен каскад из трех бассейнов. Это зона парка связана аллей с зеленой зоной возле башни Громовой и почти вплотную подходит к скверу памяти героев.
The view upon Bubleyka tower
The tower lies in the Municipal Park of Culture and Rest. In the eastern part of the pond that lies in front of the tower, there is a three level water cascade. An alley connects this section of the park with Gromovaya tower and the Heroes' Memory Garden.
Мост в парке.
В полноводный водоем превращен старый ров у крепостной стены. Через него, против реставрированной Копытенской башни перекинут мост.
The park bridge
The ancient moat was turned into a pond over which, opposite Kopytenskaya tower, a bridge was constructed.
Спассо-Преображенский собор Авраамиевского монастыря.
Это наиболее яркий из памятников барокко. Находится в юго-восточной части города у крепостной стены.
The Cathedral of Transfiguration in the Avraamy Monastery
The Cathedral of Transfiguration is one of the most striking of the baroque buildings in Smolensk. It lies in the southeastern part of the town, near the fortress wall.
Бюст М.И. Кутузову.
Установлен в 26 августа 1912 г. Находится в сквере Памяти героев. Скульптур М.И. Страховская. Бюст сооружен на средства населения Смоленской губернии, и открыт в 100-летнюю годовщину Бородинского сражения. На бюсте есть надпись: "Великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, 1746-1813 гг. Командовал русской армией в 1812 г., уничтожившей и изгнавшей из России армию французских интервентов".
The bust to M.L Kutusov
The monument designed by M.I. Strakhovskaya was unveiled on 26 August 1912 in the Heroes' Memory Garden. The monument, which was paid for by the population of Smolensk Province, was put up a hundred years after the Battle of Borodino. The monument bears the following inscription: "The great Russian commander and field-marshal Mikhail Ilarionovich Kutusov (1746-1813) was at the head of the Russian army in 1812, that defeated and drove away the army of French interventionists".
Памятник с орлами.
Вид снизу. Памятник представляет собой высокую каменную скалу с орлиным гнездом на вершине. У гнезда - два орла. На уступах скалы фигура галльского воина, одетого в средневековые доспехи. Он стремиться к вершине. Рука галла с обнаженным мечом занесена над гнездом. Но его удар сдерживает орел. Он распростер свои мощные крылья и цепкими когтями держит галла за руку. Второй орел прикрывает гнездо. Он готов взлететь и наброситься на неприятеля с тыла. Каменная скала символизирует собой неприступную Россию. Орлы - первую и вторую русские армии. На восточной стороне памятника, обращенной к площади Смирнова, к скале прикреплена бронзовая доска, изображающая карту европейской части России с надписью: "Благодарная Россия героям 1812 года". На противоположной стороне надписи: "Барклай де Толли", "Багратион", "Неверовский", "Раевский", "Дохтуров".
С двух сторон к скале, у ее основания, прикреплены бронзовые венки. В одном из них помещен бронзовый двухглавый орел, во втором - герб Смоленска. Памятник обнесен цепями, держащимися на гранитных тумбах.
The monument with eagles
The monument is in the form of a steep cliff with a nest at its peak guarded by two eagles. A Gallic soldier clad in medieval armour stands on a ledge almost at the top. He is reaching towards the nest with the unsheathed sword in his hand. One eagle, its wings outstretched, checks his blow, and grasps the Gaul's arm, while the other guards the nest and is ready to take the enemy in the rear. The stone cliff symbolizes Russia, the two eagles - the two Russian armies that united at Smolensk. On the eastern part of the monument there is a bronze plaque bearing the map of the European part of Russia and the words (Grateful Is Russia to the Heroes of 1812. The names of the Russian Commanders - Barclay de Tolly, Bagration, Neverovsky, Raevsky and Dokhturov are at the back.
The other two sides bear bronze wreaths, which frame the Emblem of the Russian Empire and the Emblem of Smolensk. A low fence of massive iron chains, resting on granite posts surrounds the monument.
Памятник Крыленко (Нарком юстиции).
Открыт в 1985 г. на перекрестке улиц Маршала Жукова и Коммунистической. Авторы - скульптор В.Э. Горевой, архитекторы - Н.А. Соколов и И.И. Марченков. Находится около Дома офицеров.
The monument to V. Krylenko (people's commissar)
The monument designed by V.E.Goreva, N.A. Sokolov and I.I. Marchenkov was erected at the intersection of Marshal Zhukov and Kommunisticheskaya streets in 1985.
Пушка с вензелем царицы.
Среди реликвий Смоленского Государственного музея-заповедника находится уникальный экспонат - русская пушка начала XVIII века. На ней - российский герб (двуглавый орел) и царская корона на верхней части ствола. На пушке не указан год ее выпуска, но имеется вензель царицы Анны Иоанновны - дочери брата Петра I, которая царствовала на Руси с 1730 по 1740 год. Значит, и орудие было вылито в годы ее царствования. При изготовлении таких пушек мастер оставлял на ней свое имя или фамилию - к сожалению, нам не удалось этого обнаружить.
На левой цапфе (опоре на лафет) выцарапан вес пушки - 178 пудов, что соответствует примерно 2848 кг: пушку возили 15 лошадей. Из-за своей тяжести она была малоподвижной и использовалась как осадная - для осады крепостей, городов... или крепостная для защиты крепостей, портов, городов.
Наша пушка по нынешней квалификации соответствует 152-миллиметровой гаубице периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Пушка гладкоствольная, заряжали ее через дуло. Вначале засыпался порох, затем закидывалось ядро, и все это прижималось пыжом. Как орудие оказалось в Смоленске? В 1947 году в наш музей пришло сообщение о выделении городу старинной пушки, которая находилась в городе Пушкине Ленинградской области. Туда был направлен научный сотрудник музея, получил пушку и отправил в Смоленск железнодорожным транспортом. Как пушка попала в Пушкин? Как известно, фашисты вывозили из оккупированных районов металл, особенно цветной. Эта пушка, изготовленная из бронзы, также была увезена в Германию. Откуда - неизвестно. Освобождая Европу, наши войска старались возвратить ценности, увезенные из нашей страны. В Смоленске пушку установили на Соборном холме у здания бывшей церкви Иоанна Предтечи постройки 1703 года, где был открыт Музей истории досоветского периода. В 1961 году Музей истории был переведен на улицу Ленина, где он располагается и сейчас. Сюда же привезли пушку и установили ее у входа в музей. В 1987 году, когда была открыта экспозиция в башне Громовой, что у входа в парк Памяти Героев, пушку установили на площадке и у башни. В 1990 году в связи с установкой памятника Федору Коню, пушку пришлось убрать от башни Громовой и временно разместить на площадке с боевой техникой музея "Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", где она находится и сейчас.
Посетители музея с большим интересом осматривают этот экспонат, любуются узорами, прикасаются к живой истории России. Со временем пушки будет определено постоянное место "базирования", и она станет одной из достопримечательностей нашего Смоленска.
The cannon with the tsarina's monogram
Among the reliquiae of the Smolensk Museum Reserve, one can see a unique exhibit - a Russian cannon of the beginning of the 18th century. The Russian State Emblem and the tsar's crown are engraved on the upper part of its barrow. The year when the cannon was produced is unknown, but the monogram of Anna Ioanovna, the niece of Peter the Great, who reigned in 1730-1740 says that it was cast approximately in this period. Usually the armourer stamped his name on the gun, but unfortunately, it was not preserved.
The weigh of the cannon (178 poods that corresponds to 2848 kg) was scratched on the left trunnion (a bearing of the gun carriage). The cannon was carried by 15 horses. Because of its weigh and low mobility it was used as a siege gun for fortresses, or as a fortress one for defending ports, towns.
According to the modem classification, it corresponds to the 152-millimeter howitzer of the Great Patriotic War of 1941-1945. This smooth- bore cannon was crammed through the muzzle: first came gunpowder, then a cannon ball, and all this was pressed with a wad. How did the cannon come to be found in Smolensk? In 1947, our museum was given an old cannon that was brought from Pushkin (Leningradsky Region). The research officer, who went there, got the cannon and transported it by railway in Smolensk. How did it find itself in Pushkin? It is known that fascists took out non-ferrous metals from the occupied territories. This bronze cannon was taken to Germany from some unknown place. Liberating Europe our troops tried to restore those values that were driven away. The cannon was put up on Sobornaya Hill next to the former Church of Saint John the Baptist, built in 1703. The museum of History was located in the building and afterwards was given another building on Lenin Street. Here the cannon was placed at the entrance to the museum. In 1987 when the exposition was held in Gromovaya tower near the Heroes' Memory Garden, the cannon was fixed on the small ground at the tower, but in 1990 because of the setting of Fyodor Kon's monument it was taken to the Museum of the Great Patriotic War 1941-1945, where it is presently displayed among military weapons and equipment.
Visitors examine with great interest this unique exhibit, admire the patterned barrow and have a good chance to come in touch with Russian History.
The cannon is bound to be given some constant place and it will surely become an interesting sight of Smolensk.
Наполеоновские пушки в Смоленске.
У входа в Исторический музей, расположенный по улице Ленина, стоят две бронзовые пушки. Две подобные пушки фланкируют пирамиду монумента Отечественной войны 1812 года в городском парке. Все четыре пушки - боевые, трофейные, шестифунтовые орудия, отбитые у неприятеля в Отечественную войну 1812 года. В ту кампанию наполеоновская артиллерия была вооружена более 1300 пушками и гаубицами - бронзовыми гладкоствольными орудиями на деревянных лафетах с подъемным механизмом, заряжавшимися с дула сплошными ядрами и стрелявшими на 1500-1600 шагов. Это была разнообразная по калибрам и своему "национальному составу" артиллерия. В нее входили французские, прусские, австрийские, саксонские, польские, вюртембергские орудия. Среди наших смоленских пушек есть одна французская (стоит в парке слева от памятника 1812 года). Она отмечена монограммой Наполеона в лавровом венке. Каждая такая французская пушка имела свое имя, выгравированное на чеканной ленте - на дульной части орудия. Нашу пушку, отлитую в 1806 году в Турине мастером Букеро, "зовут" Лисандр. Это имя спартанского военачальника
конца V века до н.э. Чаще всего пушкам давали имена, подчас - причудливые, а иногда совсем странные.
В конце XVIII - начале XIX вв. пушки не только имели имена, но и украшались гербами, монограммами, девизами. Как можно было уступить неприятелю орудие, на котором начертано: "Не уступаю никому" или "За Славу и Родину"?! Чтобы не испытывать бесчестья, отступающие части зарывали артиллерийские орудия в землю или затопляли их. Вот и пушки, которые потом поставил в Смоленском парке - тогдашнем Лопатинском саду, найдены много лет спустя после французского нашествия - в 1856 году при строительстве Смоленской мужской гимназии. При чем обе они были французскими, но как "звали" вторую, мы не знаем. Говорят, что она пропала в период фашистской оккупации. А нынешняя подруга Лисандра - прусская пушка - появилась в Смоленске в 1962 году. Отлито это орудие в 1782 году в Бреслау. На дульной части помещен прусский герб - одноглавый орел с мечом в одной лапе и перунами в другой. Над орлом корона и девиз по-латыни: "За Славу и Родину". А в казенной части под многозначительным девизом "Последний довод короля" (так он звучит в переводе с латыни) можно увидеть инициалы Фридриха Вильгельма, увенчанные короной.
Захватить неприятельские орудия считалось большой честью и в русской армии, и в армии Наполеона, во всех военных реляциях отмечались эти дорогие трофеи. Так, казалось бы, где же им быть в значительном количестве, как не на смоленской земле - театре многих сражений Отечественной войны 1812 года? В одной только "Записке" в делах М.Б. Барклая де Толли упоминается 224 трофейных орудия. В их числе под Вязьмой взято 3, у Дорогобужа - 4, между Дорогобужем и Духовщиной - 62, при переправе через Вопь - 23, при Соловьевой переправе - 21. В другом документе читаем, что под Красным 9 ноября взято 96 орудий, при освобождении Смоленска - 112, под Вязьмой - 97... Потери наполеоновской артиллерии на территории России составили порядка 900 единиц, да еще 380 захвачено русской армией в заграничных походах (правда последние переданы другим государствам в счет уплаты за госпитали, провиант и т.д.). Так что пушек - этих почетных реликвий победы над Наполеоном - Смоленской губернии было достаточно.
Но вот в ноябре 1812 года - еще до полного выдворения Наполеона за пределы Отечества - властям тех мест, где проходили сражения, а особо Смоленскому военному губернатору Павлу Никитичу Каверину, высочайшим рескриптом приказывается немедленно заняться перевозкой всех трофейных орудий в Москву - в Кремлевский арсенал. И в период с 1813 вплоть до 1819 года в Москве было сосредоточено 875 пушек и гаубиц. То, что большую часть этой коллекции составляли трофеи из Смоленска, не вызывает сомнения. Из записей в "Журнале донесений" Главнокомандующего в Москве гр. Ф.В. Ростопчина мы узнаем, что только за 1813 год в Москву доставлены: из Вязьмы - 51 орудие, из Смоленска -448. Были поступления из нашей губернии и в последующие годы. Последнее орудие, нашедшее приют у стен Кремлевского арсенала - 875-е по счету, - тоже прибыло из Смоленска (мощную 12-ти фунтовую австрийскую пушку нашли в груде щебня в 1819 г.).
Из всей этой массы разнокалиберных и разноплеменных орудий предполагалось по замыслу Александра I воздвигнуть монумент - увенчанный лаврами столб - из неперелитых пушек и гаубиц побеждённой армии. Позже этот проект должен был составить единое целое с храмом Христа Спасителя - тоже, как известно, памятником славы русского воинства. Но эти планы так и не осуществились.
И вот в 1962 году - к 150-летнему юбилею Отечественной войны - из музеев Московского Кремля Смоленскому были переданы сначала во временное хранение, а с 1976 года в дар - три прусские пушки. Они заняли своё место: одна в городском парке, две другие у входа в Исторический музей (обе они отлиты в Бреслау в 1782 и 1802 г.г.). Все трофейные пушки стоят на госучёте и принадлежат музею-заповеднику.
The Napoleonic cannons in Smolensk
One can see two cannons at the entrance to the History Museum on Lenin Street. Two similar cannons flank the Monument of the Battle of Smolensk 1812 in the town park. All the four cannons are fighting, captured, 6-pound guns that were taken by force from the enemy in the years of the Great Patriotic War in 1812. The Napoleonic artillery was equipped with 1300 guns and howitzers - smooth-bore guns on wooden gun carriages with a lifting machine, and were loaded with gun balls, that could strike the enemy within 1500-1600 steps. That was various artillery as concerns the caliber of its guns and the places where the cannons were produced, it consisted of French, Prussian, Austrian, Saxon, Polish and Wurttemberg guns. Among our Smolensk cannons, there is a French one that stands in the park next to the Monument to the Battle of Smolensk 1812. Napoleon's monogram with a laurel wreath was stamped on its barrow. Each cannon bore its own name engraved on the muzzle. The cannon Lisandr named after the Spartan commander of the 5th century B C was cast in Tureen by Bucero. Very often cannons were given exquisite and strange names.
In the 18th-19th centuries, cannons were not only given names but were also decorated with monograms, emblems and mottoes. One could hardly let the enemy have the gun with the following inscriptions: "Yield to no one", or "For Glory and Motherland)). To avoid disgrace retreating troops buried or sank their cannons.
The cannons that were set up in the town park (formerly Lopatinsky Garden) were found many years after the French invasion in 1856 when the Smolensk Gymnasia was being built. The both guns were French, but the name of the second one remains unknown, they say that it vanished in the years of the fascist occupation. Nowadays the second cannon, that stands in the town park is Prussian and was cast in 1782 in Breslau. The Prussian emblem, a crowned eagle with a sword and "peruns" (thunder arrows) was stamped on its barrow. The engraved motto says: "For Glory and Motherland". At the back there is a meaningful motto "The last argument of the King)) and the crowned initials of Frederick Wilhelm.
To capture a hostile gun was a matter of honour both in the Russian and in the French armies. These precious trophies were registered in all reports. The fact that so many cannons were found in Smolensk, the theatre of many war actions in the years of the Great Patriotic War in 1812 is not strange. In Barclay de Tollie's "Notes" were mentioned 224 trophy guns, three of them were captured by Vyasma, 4- by Dorogobuzh, 62- on the way to Dukhovschina, 23- during the Vop wading, 21-during The Solovyov wading. In other documents we find that 96 cannons were captured on 9 November 1812, 112-during the liberation of Smolensk, 97- by Vyasma. The Napoleonic army lost more than 900 cannons and 380 units were taken by force in the foreign campaign (but they passed to other countries for provision and medical treatment). Therefore, Smolensk Province had quite a lot of these reliquiae of the Victory over Napoleon.
In November 1812 according to the imperial rescript, the governor P.N. Kaverin was to transport all the trophy cannons to the Kremlin arsenal in Moscow. Eight hundred seventy five cannons and howitzers were amassed in Moscow in 1813-1819, the largest-part of this collection consisted of the Smolensk cannons. In the "Journal of reports)) of the commander-in-chief F.V. Rostopchin we find that only in 1813, 51 guns from Vyasma, 448 units from Smolensk were delivered in Moscow. The last, (875) mighty, 12-pound cannon, found in the stone heap in 1819, which was later set up at the Kremlin arsenal was also from Smolensk. Alexander I intended to construct a monument, a pillar crowned with laurel, out of this mass of cannons and howitzers of different caliber. Later this project was to make the single entity with the church of Christ the Savior, but these plans were not put into practice.
In 1962 The Moscow Kremlin Museums passed three Prussian cannons to Smolensk for temporarily keeping (in 1976 they were left as a gift), after one hundred fifty years of The Great Patriotic War 1812. The first cannon was placed in the town park, the other two, cast in Breslau in 1782 and in 1802, were installed at the entrance to the History Museum. All the trophy cannons are registered and belong to the Smolensk Museum Reserve.
 



для обращений по фактам неформальной занятости, задержки (невыплаты) заработной платы


Награды Смоленска


Герои Смоленска


Международные и межмуници-
пальные связи






Городские программы


Я жду тебя, МАМА!


Здоровое поколение


О памятниках истории и культуры города


Реформа ЖКХ


Инвестиции

Муниципальный заказ


Малое
и среднее
предпринима-
тельство

Правила
землепользова-
ния и застройки

Кадастровая
оценка земель
г. Смоленска

Публичные
слушания

Детский
путеводитель
по городу
Смоленску

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

Официальный интернет-портал правовой информации


Антитеррор

Центр занятости
населения
г.Смоленска



Правила благоустройства города Смоленска, утвержденные постановлением Администрации города Смоленска от 31.03.2014 № 568-адм




 
Почтовый адрес Администрации города Смоленска: 214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 1/2.
E-mail Администрации города Смоленска: smol@smoladmin.ru
 
© Комитет по информационным ресурсам и телекоммуникациям Администрации г. Смоленска.
Положение о сайте