На главную     Новости     О городе     Администрация города     Социальная сфера     Экономика города     Гостям и жителям     Справочная информация     Ссылки 
   Версия для слабовидящих     КАРТА города   
   
Образование Опека и попечительство Здравоохранение Культура Физкультура и спорт Городские программы Жилье
 

Опека


Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно его опекуну (попечителю)

Назначение и выплата ежемесячных денежных средств производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет, включая месяц их рождения, кроме случая, когда опекуны (попечители) назначаются по заявлениям родителей детей в порядке, определенном Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ/ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ РЕБЕНКОМ

(Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423)

 

Кандидат в опекуны (попечители) представляет:

  1. Заявление с просьбой о назначении гражданина опекуном (попечителем).
  2. Ксерокопия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
  3. Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение).
  4. Выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение.
  5. Копия финансового лицевого счета с места жительства.
  6. Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные п.1 ст.146 Семейного кодекса РФ:

    - лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

    - лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

  7. Медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, по форме №164/у-96.
  8. Копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).
  9. Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью.
  10. Копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
  11. Автобиография.

 

Документы на ребенка, передаваемого под опеку (попечительство)

  1. Копия свидетельства о рождении ребенка.
  2. Копия паспорта для ребенка, достигшего 14-летнего возраста.
  3. Согласие (заявление) подопечного, достигшего 10 лет, с назначением опекуна или попечителя.
  4. Справка с места работы или учебы ребенка (или из дошкольного учреждения).
  5. Медицинское заключение на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, по результатам независимого медицинского освидетельствования, по форме №162/у.
  6. Выписка из домовой книги или справка о регистрации подопечного по месту жительства и составе семьи.
  7. Копия финансового лицевого счета с места жительства ребенка.
  8. Копии правоустанавливающих документов на жилое помещение и иное недвижимое имущество ребенка (свидетельства о государственной регистрации права собственности, договоры социального найма жилого помещения, ордера).
  9. Копия свидетельства о праве на наследство (при наличии).
  10. Копия полиса обязательного медицинского страхования.
  11. Копия решения суда о взыскании алиментов.
  12. Копия пенсионного удостоверения.
  13. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
  14. Копия пенсионной книжки подопечного, получающего пенсию.
  15. Копия удостоверения об инвалидности (при наличии).
  16. Копия справки медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом, индивидуальная программа его реабилитации (при наличии инвалидности).
  17. Документы, подтверждающие отсутствие родителей:
  18. копии свидетельств о смерти;
  19. решение суда о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, о признании безвестно отсутствующим;
  20. справка о розыске;
  21. справка о длительной командировке;
  22. документы, подтверждающие длительную болезнь;
  23. копия приговора об осуждении родителей;
  24. заявления-согласия родителей на опеку/попечительство с указание срока;
  25. другие документы.
  26. Фотография ребенка.

 

Вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними относятся к компетенции отдела охраны прав детей Управления опеки и попечительства Администрации г. Смоленска.

Основными направлениями деятельности специалистов отдела охраны прав детей является:

  • выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, передача под опеку/попечительство);
  • осуществление надзора за деятельностью опекунов/попечителей
  • контроль и сопровождение семей подопечных детей;
  • участие в судебных заседаниях по вопросам защиты прав несовершеннолетних;
  • подготовка материалов и заключений по запросу судов и прокуратуры, проведение обследований ЖБУ несовершеннолетних;
  • проверка сохранности закрепленных жилых помещений за несовершеннолетними, находящимися под опекой/попечительством, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении, а также за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • другие вопросы, касающиеся защиты прав несовершеннолетних в пределах своей компетенции.

 

Основные показатели работы

  Наименование показателей Ед. изм. По состоянию на 01.01.2014 в том числе в 2013 году По состоянию на 01.01.2013 в том числе в 2012 году
Количество приемных семей - всего в них передано детей ед.
чел.
86
113
24
28
87
113
25
27
Количество опекунов чел. 487 74 484 72
Число опекаемых детей в том числе круглых сирот чел.
чел.
522
145
74
0
539
133
72
18
Количество граждан, получающих пособия (по опеке, приемным семьям) Количество детей, на которых выплачиваются денежные средства по опеке чел.
чел.
439
485
75
80
527
607
77
83
Число усыновленных детей всего, в том числе:   350 50 300 43
- гражданами России чел. 278 37 241 28
- иностранными гражданами чел. 72 13 59 15
Приобретено квартир для детей-сирот ед. 98 19 81 16
Количество человек, признанных не имеющими жилья и нуждающимися во внеочередном его предоставлении чел. 221 39 233 42
Количество детей, за которыми сохранено право пользования жилыми помещениями чел. 515 43 550 63
Закреплено за опекаемыми детьми жилых помещений ед. 364 36 371 46
Закреплено жилых помещений за детьми, находящимися в госучреждениях ед. 151 7 179 18
    2013 год 2012 год
Число детей, выявленных (оставшихся без попечения родителей) чел. 161 153
Определено детей в государственные учреждения чел. 56 77
Число обследований условий проживания детей в приемных семьях, находящихся под опекой (попечительством), а также проживающих в неблагополучных семьях кол-во 3553 3030
Выдано разрешений на совершение сделок с имуществом, собственниками которого являются несовершеннолетние ед. 526 513
Восстановлено в родительских правах чел. 6 2

 

Финансирование программных мероприятий в 2013 году, объем финансирования на 2014 год

Мероприятия Предусмотрено на 2013 год Фактически профинансировано
в 2013 году
Предусмотрено
на 2014 год
За счет бюджета города (тыс. руб.) За счет прочих источников (тыс. руб.) За счет бюджета города (тыс. руб.) За счет прочих источников (тыс. руб.) (субвенция) За счет бюджета города (тыс. руб.) За счет прочих источников (тыс. руб.)
Городская целевая программа «Дети города Смоленска» 1200,0   1200,0   Нет  
Осуществление государственных полномочий по назначению и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)   субвенция из областного бюджета 38487,2   38480,2   35289,5
Осуществление государственных полномочий по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации на проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте .   субвенция из областного бюджета 1618,5   1615,5   1684,3
Осуществление государственных полномочий на выплату ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью   субвенция из областного бюджета 9449,9   9449,9   9460,0
Осуществление государственных полномочий по выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю   субвенция из областного бюджета 4988,0   4972,2   4855,1
На осуществление государственных полномочий по организации опеки и попечительства   субвенция из областного бюджета 17406,5   17406,5   17406,5
Итого: 1200,0 71950,1 1200,0 71924,3 68695,4

 

Основные причины, по которым дети остаются без попечения родителей, это уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, употребление алкоголя, асоциальное поведение родителей. Наиболее частой причиной является такой факт, как отсутствие у семьи нормальных жилищных условий. Это в свою очередь ведет к тому, что семья попадает в трудную жизненную ситуацию, и как следствие становится неблагополучной. В последствии родителей приходится лишать родительских прав.

При выборе формы устройства несовершеннолетнего проводится работа по выяснению круга лиц, имеющих желание и возможность быть опекуном/попечителем несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, проводится проверка документов, консультации кандидатов в опекуны/попечители, беседы, разъясняющие им права и обязанности опекуна/попечителя. В случае необходимости оказывается помощь в сборе документов, необходимых для установления опеки/попечительства.

Семьи, требующие особого внимания, посещались специалистами неоднократно. Виды и формы социальной работы с данными семьями можно разделить на:

- экстренная – экстренная помощь, срочная, психологическая помощь, консультация;

- профилактическая, направленная на поддержание стабильности семьи – нормализация отношений между ребенком и опекуном/попечителем, коррекционно-воспитательная работа с семьей.

В случае невозможности передачи несовершеннолетних на воспитание в семью, дети направляются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.

Прежде чем решать вопрос об определении несовершеннолетнего ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалистами ведется работа по выявлению известных родственников, имеющих возможность стать опекуном/попечителем, решают вопрос о целесообразности передачи ребенка в данную семью. В процессе работы учитываются желание кандидата в опекуны/попечители, его материально-бытовые условия, моральные качества. Только в случае отсутствия кандидатов в опекуны/попечители несовершеннолетний направляется в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для определения в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалистами готовится полный пакет документов на несовершеннолетнего, для чего направляются запросы в различные организации и учреждения.

После подготовки пакета документов и получения путевки специалистами осуществляется перевозка несовершеннолетних в школу-интернат.

 



для обращений по фактам неформальной занятости, задержки (невыплаты) заработной платы


Награды Смоленска


Герои Смоленска


Международные и межмуници-
пальные связи






Городские программы


Я жду тебя, МАМА!


Здоровое поколение


О памятниках истории и культуры города


Реформа ЖКХ


Инвестиции

Муниципальный заказ


Малое
и среднее
предпринима-
тельство

Правила
землепользова-
ния и застройки

Кадастровая
оценка земель
г. Смоленска

Публичные
слушания

Детский
путеводитель
по городу
Смоленску

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

Официальный интернет-портал правовой информации


Антитеррор

Центр занятости
населения
г.Смоленска



Правила благоустройства города Смоленска, утвержденные постановлением Администрации города Смоленска от 31.03.2014 № 568-адм




 
Почтовый адрес Администрации города Смоленска: 214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 1/2.
E-mail Администрации города Смоленска: smol@smoladmin.ru
 
© Комитет по информационным ресурсам и телекоммуникациям Администрации г. Смоленска.
Положение о сайте